ОЧЕНЬподробно:    ЛАДА СПУТНИК

О том что переднеприводный автомобиль лучше заднеприводного по эксплуотационным показателям, в автомобильном мире поняли в конце 70-х. В СССР к этому времени только-только поставили все версии "русифицированного" FIAT-124, но тоже решили не отставать от иностранцев.

прототип 2108 1983г. фото портал автомобильных обоев

Первенец переднеприводного семейства предстал перед публикой осенью 1984г. на ВДНХ СССР в Москве, где открылась грандиозная экспозиция "60 лет Советскому автопрому". Впервые советские граждане увидели "технику XII пятилетки" - ВАЗ-2108. Вместе с откомандированными на выставку инженерами в Москву впервые пробрался слух о участии Porsche, в создании модели. Сначала руководство ВАЗа отрицало сам факт причастности немецкой фирмы, но потом нехотя стало соглашаться, а после "перестройки" и вовсе стала даже гордится эти фактом. Конечно угловатый дизайн, из-за которого машину прозвали "зубилом", "порше" не причастна. На её "совести" двигатель, который окозался довольно тяговитым и экономичным; также дверные ручки тоже приписывают немецкой фирме, но это уже слухи

Сразу скажем, что внутреннее имя "СПУТНИК", не прижилось и на экспорт машины уходили по именем "САМАРА", а седан 21099 - по именем FORMA.  А вскоре все машины стали именоваться "SAMARA".

Непривычный, оригинальный для того времени дизайн автомобиля ВАЗ 2108 потребовал времени на перелом консервативного мнения отечественных автолюбителей. А пресловутый "клюв" породил множество фирм занимающихся своеобразным "тюнингом". Однако на ВАЗе тоже решили от них не отставать и в 1990г. появился 21083 с новым передком и более мощным двигателем. Позже этот передок и этот двигатель "перекочевали" на всё семейство.

В 1988г. появилась более "семейная" версия - пятидверный хетчбек 2109, он на же "девятка".  Так как универсала в семейтсве так и не появилось, 2109  на долгое время стала "рабочей лошадкой" по сравнению с молодежной восьмеркой и солидной "девяносто девятой".

В независимости от политического строя, в нашей стране седаны любят больше нежели семейный универсал или спортивный хетчбек. Поэтому в 1990г. на дорогах страны появился ВАЗ-21099. Внешне, кроме кузова, он ни чем не отличался от хетчбеков 21093 и 21083. Однако в размерах автомобиль немного прибавил(например, в длину - 200мм.).

За почти 20 лет производства на ВАЗ 2108(а соответственно и других моделях семейства) побывало немало двигателй, как  карбюраторные так и впрысковые рабочим объемом 1,1 л (ВАЗ 21081), 1,3 л (ВАЗ 21080) и 1,5 л (ВАЗ 21083). Мелкими сериями в условиях опытно-промышленного производства выпускалась модификация с двигателем рабочим объемом 1,6 л (ВАЗ 21084). Также были версии с роторно-поршневым двигателем (с индексом -91). Так как над двигателем поработала немецкая "ПОРШЕ", то и экономичность, динамика, управляемость и устойчивость на различных типах дорог были на уровне.

Салон "самары" был вполне современный, правда за почти 20 лет производства так и не поменялся. Приборная панель, например, навивает ностальгическую грусть по 1980-ым. А вот КП навевает скорее ненависть к машине, чем ностальгию. Кому сказать "спасибо" за такой алгоритм переключения передач, когда "задняя передача" находится там, где раньше была "первая". Естественно, новичок захотя тронуться вперёд, поедет назад, представьте его реакцию. Да что там говорить, даже бывалые водители путаются....

С эргономикой всё более или менее в порядке, всё под рукой просто и понятно. А вот  спинка заднего сиденья за почти 20 лет производства хоть и складывается, но "разрезной" она так и не стала, т.е. перевозить длинномеры(вроде лыж) придётся либо без задних пассажиров, либо на крыше.

на фото - уже более современный руль от второго поколения

Из элементов безопасности только подголовники(да и то только у передних), зато ремни безопасности имеются только на 4 персоны, пятый там просто не поместится, хотя по заводским документам - должен.

Помимо известных нам модификаций в разное время выпускались: 2109Ф Челнок - грузопассажираская версия "спутника",  кабриолет на базе 2108 -  "Наташа", полноприводник ВАЗ-210934 "Тарзан", лимузин на базе 21099 - ЛЛД АМАДЕО 500. Остановимся на них по подробонее.

ВАЗ-2109Ф

Грузопассажирская версия  под индексом "Ф" выпускалась очень недолго и поэтому на дорогах почти не встречается. Однако в последние годы выпуска семейства выпускались фургоны ВИС-2348 с передком от 2108. Единственное чем отличается "Ф" от обычной "самары", так это белой вставкой, закрывающий грузовую часть автомобиля.

Некогда популярный во Франции и почти неизвестный в России, единственный отечественный карбиолет на базе "восьмёрки". Её дизайн разработал бывший ВАЗовкий сотрудник живущий ныне за границей. Кузов машины делали в Тольятти, а сам автомобиль собирали в Бельгии. Почему решили так мило назвать автомобиль, нам неизвестно. Вообщем наших  "наташ" было выпущено всего несколько сотен штук. Но это всё же что-то, по сравнению с еденичными кабриолетами ГАЗа(на базе ГАЗ-21 и 24) и УАЗа(на базе УАЗ-469). Был еще кабриолет "амадео", но это уже инициатива "с низу" - т.е. тюнинингово ателье.

Автомобиль ВАЗ-210934 «Тарзан» был создан специалистами НТЦ ОАО «АвтоВАЗ» совместно с тольяттинской фирмой «Лада-Консул», которая к тому же является официальным дилером ВАЗа. На специально изготовленной раме были смонтированы узлы и агрегаты от «Нивы», а на получившуюся таким образом «тележку» устанавливался кузов от вазовской «восьмерки» или «девятки». Впоследствии в 2000 году «Ладой-Консул» совместно с тольяттинским ЗАО «Сатол» был разработан проект универсального транспортного средства – УТС на базе полноприводного «Тарзана» ВАЗ-210934. Конструкция рамы позволяла без особых проблем устанавливать на «Тарзан» навесное оборудование. Был еще "Тарзан-2", но он уже в кузове универсала 2111.

    кабриолет АМАДЕО

ЛЛД АМАДЕО 500

В период первоночального накапления капитала и становления бизнеса в России, этому самому бизнесу требовались представительские автомобили. По сути ни у кого из российских заводов их не окозалось. Был только дорогой ГАЗ-3105 "Супер Чайка", но он "не пошел". Но дочернее ВАзовское предприятие "АМАДЕО" разработало на базе седана 21099 лимузин "ЛЛД АМАДЕО 500". Внешне он от обычной "девятки" отличелся только навестным пластико и удлинённой на 170мм. кузовом. Внутренних отличий гораздо больше. Тут тебе и вся современная электроника и новейшие системы безопастности; вообщем в нем было всё о чем наши серийные машины могли только мечтать. Однако автомобиль не стал даже мелкосерийным, отчести из-за того что "бизнес" предпочитал MERCEDES, VOLVO, LINKOLN.

Кабриолет Bohemia, изготавливался на базе экспортного 2108-кабриолет..

паспорт    ЛАДА СПУТНИК(LADA SAMARA I): ВАЗ-21099.

  ВАЗ-21099 ВАЗ-21099i ВАЗ-21099-21
Двигатель бензиновый карбюраторный 21083 объёмом 1,5л. и мощностью 67л.с. или 77л.с.(2111) бензиновый карбюраторный объёмом 1,5л. и мощностью 79л.с. бензиновый карбюраторный объёмом 1,5л. и мощностью 70л.с.
Кузов

4-дверный 5-местный(седан)

4-дверный 5-местный(седан)

4-дверный 5-местный(седан)

ГАБАРИТЫ: длина\ширина\высота

4205мм./1650мм./1402мм.

4205мм./1650мм./1402мм.

4205мм./1650мм./1402мм.

Трансмиссия и КП переднеприводная/ 5МКП переднеприводная/5МКП переднеприводная/5МКП
Расход топлива, на 100км. пути 8,7л. 8,5л. 8л.

Ходовая часть

Подвеска: передняя - независимая типа McPherson, задняя - на продольных рычагах

Тормоза: передние - дисковые, задние - барабанные

Подвеска: передняя - независимая типа McPherson, задняя - на продольных рычагах

Тормоза: передние - дисковые, задние - барабанные

Подвеска: передняя - независимая типа McPherson, задняя - на продольных рычагах

Тормоза: передние - дисковые, задние - барабанные

Дополнительная информация

Колесная база, мм   2460

Колея колес спереди, мм 1400

Колея колес сзади, мм   1370

Клиренс, мм 170

Размер шин  175

Снаряженная масса, кг   915

Полная масса, кг    1340

Объем багажника, л  330

Объем топливного бака, л    43

Колесная база, мм   2460

Колея колес спереди, мм 1400

Колея колес сзади, мм   1370

Клиренс, мм 160

Размер шин  175

Снаряженная масса, кг   970

Полная масса, кг    1395

Объем багажника, л  330

Объем топливного бака, л    43

Максимальная скорость, км/час   160

Разгон до 100 км/час, с 14

Колесная база, мм   2460

Колея колес спереди, мм 1400

Колея колес сзади, мм   1370

Клиренс, мм 160

Размер шин  165

Снаряженная масса, кг   920

Полная масса, кг    1415

Объем багажника, л  365

Объем топливного бака, л    43

Максимальная скорость, км/час   156

Разгон до 100 км/час, с 14

экспортная samara baltick собиралась в финляндии

паспорт    ЛАДА СПУТНИК(LADA SAMARA I): ВАЗ-09/093/0934

  ВАЗ-2109 ВАЗ-21093 ВАЗ-21091 ВАЗ-210934
Двигатель бензиновый карбюраторный объёмом 1,3л. и мощностью 64л.с. бензиновый карбюраторный объёмом 1,5л. и мощностью 70л.с. бензиновый карбюраторный объёмом 1,1л. и мощностью 54л.с.

Бензиновый, 4-цилиндровый(ВАЗ 21213) 1,7 м мощностью 61 л.с.

Бензиновый, 4-цилиндровый(ВАЗ 2130) 1,8 м мощностью 59л.с.

Кузов

5-дверный 5-местный(хетчбек)

5-дверный 5-местный(хетчбек)

5-дверный 5-местный(хетчбек)

5-дверный 5-местный(хетчбек)

ГАБАРИТЫ: длина\ширина\высота

4006мм./1650мм./1402мм.

4006мм./1650мм/1402мм.

4006мм./1650мм/1402мм.

4174мм./1690мм./1580мм.

Трансмиссия и КП переднеприводная/ 5МКП переднеприводная/5МКП переднеприводная/5МКП

полноприволная/5МКП

Расход топлива, на 100км. пути 5,7л. 5,9л. 5,9л.

при скорости 90 км/ч   9,5

- при скорости 120 км/ч  10,3

- в городском цикле  11,8

Ходовая часть

Подвеска: передняя - независимая типа McPherson, задняя - на продольных рычагах

Тормоза: передние - дисковые, задние - барабанные

Подвеска: передняя - независимая типа McPherson, задняя - на продольных рычагах

Тормоза: передние - дисковые, задние - барабанные

Подвеска: передняя - независимая типа McPherson, задняя - на продольных рычагах

Тормоза: передние - дисковые, задние - барабанные

ПОДВЕСКА: независимая на базе ВАЗ 21213

Дополнительная информация

Колесная база, мм   2460

Колея колес спереди, мм 1400

Колея колес сзади, мм   1370

Клиренс, мм 170

Размер шин  175

Снаряженная масса, кг   915

Полная масса, кг    1340

Объем багажника, л  330

Объем топливного бака, л    43

Колесная база, мм   2460

Колея колес спереди, мм 1400

Колея колес сзади, мм   1370

Клиренс, мм 170

Размер шин  155

Снаряженная масса, кг   920

Полная масса, кг    1365

Объем багажника, л  330

Объем топливного бака, л    43

Максимальная скорость, км/час   156

Разгон до 100 км/час, с 13

Колесная база, мм   2460

Колея колес спереди, мм 1400

Колея колес сзади, мм   1370

Клиренс, мм 170

Размер шин  175

Снаряженная масса, кг   915

Полная масса, кг    1340

Объем багажника, л  330

Объем топливного бака, л    43

Максимальная скорость, км/час   139

Разгон до 100 км/час, с 17

Максимальная скорость, км/ч 150

Время разгона от 0 до 100 км/ч, с   16

Емкость топливного бака, л  45

Запас хода, км  450

Клиренс, мм 220

Снаряженная масса, кг   1230

Грузоподъемность, кг    400

Колея, мм   1450

База   2585мм  

 

Из других "специфических версий" отметим также LADA SAMARA BALTIC, одна из первых нашим машин которая собиралась за границей...почти. Кузов делали в Тольятти а "лоск" наводили в Финляндии. Таким образом наши машины станивились конкуретноспособными за рубежом.

цена вопроса:

Т.к. "девятки" сегодня выпускают только на Украине и в Казахстане, к нам они почти не попадают, будем прицениватся к подержанным экземплярам. ВАЗ-2108 1990-95г.в. сегодня в среднем по россии стоит 1500-1800$/40-50тыс.руб. За экземпляры последних годов выпуска(2000-2003г.в.) просят уже5-5,5тыс.долл./130.000-145.000руб.

Цены на пятидверный 21093 1999г.в. начинаются с отметки 3850$/99.700руб  и заканчиваяются ценой в  5500$/142.450руб. за автомобиль 2004 года выпуска

Седаны самые дорогие. Например, десятилетний 21099 обойдётся в почти 2000$/51.800руб., а более поздние экземпляры - уже около 6 тыс.долл./155.400руб.

Однако отметим, что все приведённые здесь цены могут разительно отличатся от цен стихийного рынка. Там вам могут предложить автомобиль и за одну тысячу, и за 10. Так что будьте внимательны.

Первый наследник семейства появился в 1997г. - седан ВАЗ-2115. С этого момента,  выпуск "Самар" первого поколения стал снижатся. К 2003г. с конвейера полностью ушли хетчбеки, а в 2004г. конвейер покинул седан, который до появления "десятки" считался самой пристижной моделью ВАЗа. Что ж, 20 лет на конвейере, более 3 милллионов выпущеных машин - хороший результат. Но к сожилению за такой длинный срок мы так и не увидели версию с кузовом "универсал", подушку безопасности и нормальный уровень комфорта. Хотя этот автомобиль второй после "классики" по популярности у любителей тюнинга. Но несмотря на это семейству есть чем гордится : про "девятку"(одну из немногих наших машин) есть песня и только 2108  однажды была признана даже "лучшем женским автомобилем года". Так что автомобили названные в честь столицы небольшой области РФ, оставили после себя славную память, причём в лице ВАЗ-2115/2114/2114 о которых мы поговори в следующем номере.

благодорим пресс-службу ОАО "АВТОВАЗ" за помощь в подготовке материала

Hosted by uCoz